Взаимодействие между бизнесом и властью неизбежно.
В этих взаимоотношениях у власти активная роль: она обладает возможностью устанавливать формат общения и контролировать состав участников.
Роль бизнеса более пассивная. Однако он имеет больше возможностей для эффективного взаимодействия.
Как все-таки бизнесу договориться с властью?
Об этом рассказывает председатель Коллегии медиаторов при ЯрТПП Наталия Мамаева.
Давайте выделим основные проблемы при общении бизнеса с представителями власти.
Во-первых, любое взаимодействие с властью характеризуется нарушением баланса сил. Очевидно, что равновесие всегда сильно смещено в сторону власти. Данные отношения почти всегда неравноправны и любые инициативы предпринимателей, как правило, отклоняются в одностороннем порядке.
Во-вторых, налицо наличие дефицита доверия, взаимная настороженность во взаимоотношениях. Многие предприниматели склонны видеть в чиновниках бюрократов и взяточников. В свою очередь, власть относится к представителям бизнеса как к потенциальным нарушителям закона.
В-третьих, взаимодействие осложняет отсутствие или нестабильность существующих «правил игры». Предприниматель никогда не может быть уверен, что в будущем эти правила не изменятся в одностороннем порядке со стороны власти. Добавьте к этому отсутствие прозрачности и недостаточность механизмов для принятия эффективных управленческих решений – и перед вами возникнет полная картина проблем при взаимодействии власти и бизнеса.
Так существует ли возможность найти общий язык в этих обстоятельствах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, чего хотят обе стороны друг от друга.
Бизнес стремится к использованию государственных и муниципальных ресурсов для укрепления своей конкурентоспособности. А органы власти, в свою очередь, стремятся использовать ресурсный потенциал бизнеса для стабилизации экономической и политической ситуации. Так что обе стороны тесно связаны между собой.
Теперь, понимая эту взаимосвязь, посмотрим, что же необходимо бизнесу, чтобы решить свой вопрос положительно?
В первую очередь — четко сформулировать свою проблему и предполагаемое решение, а возможно и не одно.
Многие предприниматели не знают, чего хотят добиться, и приходят на прием к чиновникам, чтобы выплеснуть эмоции, а не решить проблему как таковую. Необходимо помнить, что чиновники действуют в рамках определенных предписаний и полномочий, и эмоции никак не смогут повлиять на принятие положительного решения.
Во-вторых, следует настроиться на
диалог.
Если чиновник говорит, что не может вам помочь, не стоит сразу возмущаться, а лучше выяснить причины отказа. Это позволит получить дополнительную информацию о системе, куда вы обращаетесь. Далее нужно узнать, в чью компетенцию входит ваш вопрос, какой существует порядок решения и после этого предпринять еще одну попытку .
Ну и в-третьих, не допускать агрессивного поведения. Для многих эта составляющая почему-то неочевидна. Для конструктивного диалога важно поддерживать взаимное уважение. Даже если к вам не очень вежливо относятся, ваше уважение к себе и собеседнику может изменить ситуацию и чиновники перейдут на ваш стиль поведения. Помните: любое давление вызывает сопротивление в ответ. Проявили агрессию – уменьшили шанс
на диалог.
Об эффективных коммуникативных навыках и умениях можно узнать в рамках авторского тренинга «Переговоры с властью». Для участия в тренинге обращайтесь к председателю Коллегии медиаторов при ЯрТПП, начальнику отдела правового обеспечения аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Наталии Мамаевой.