Ещё раз о медиации

Судебная медиация

В последнее время стало модным говорить о медиации. Насколько активно бизнес и общество в целом обращается к услугам медиатора при разрешении споров? Этот вопрос мы адресовали профессиональным медиаторам Ярославской коллегии при ЯрТПП.

Адвокат коллегии адвокатов «Академия правовой защиты» Марина Лисина оказывает юридическую помощь гражданам и юридическим лицам в разрешении их споров в судах. Бывают ситуации, когда имея знания и опыт, видно, что разрешение конфликта будет иметь конкретный результат, и смысла спорить и собирать доказательства иного, втягиваться в длительные и затяжные судебные процессы, нет. Многие участники судебных процессов разрешение спора оставляют на усмотрение суда лишь с той целью, чтобы потом говорить, что так решил суд и его решение для нас обязательно. Перекладывать ответственность за правильность решения на судью это значит уклоняться от принятия самостоятельных решений, быть ответственным за свой бизнес. В практике адвоката Марины Лисиной медиация применялась в разрешении семейных споров, трудовых споров и при возмещении ущерба. Показательно то, что предложение работодателю передать спор в медиацию было воспринято, как что-то непонятное и страшное по последствиям, в связи с чем работодатель удовлетворил требования работника без судебного вмешательства. Другой пример свидетельствует о том, что разобравшись в собственных интересах, бывшие супруги приняли взаимные условия по разделу общего имущества, отсрочив исполнение на срок до достижения их общим ребенком совершеннолетия.

Помощник депутата Государственной Думы РФ, помощник депутата муниципалитета г. Ярославля, член общественного совета при департаменте ЖКХ ЯО, член комиссии по ЖКХ при Общественном народном фронте, исполнительный директор АНО «Центр помощи «Мой Дом» Елена Огурцова оказывает помощь собственникам жилья в сфере ЖКХ.

Актуальность медиации в сфере ЖКХ обусловлена, прежде всего, огромным числом людей, вовлеченных в сложные взаимоотношения в этой сфере. Для гармонизации этих отношений в ближайшее время у медиации нет реальной альтернативы. Выстраивание и совершенствование законодательства, изменение представлений людей и накопление ими определенных знаний достаточно длительный процесс, в ходе которого использование только судебных процедур не снимет противоречия, возникающие между субъектами сферы ЖКХ. С нарастающим потоком изменений в законодательстве в сфере ЖКХ трудно справиться даже опытному специалисту. А здесь простые граждане, которым противостоят юристы, экономисты, специалисты всех уровней, работающие в УК, ТСЖ, РСО, органах власти. Проблемы в сфере ЖКХ вызывают огромный негатив у жителей. Незнание законов, стереотипы, оставшиеся со времен Советской власти, приводят к излишней нервозности в общении между собственниками жилья и другими субъектами сферы ЖКХ. «Язык» обывателя не понятен специалистам, а «язык» специалиста обывателю. Необходим переводчик с практическими знаниями, знаниями законодательных актов, обладающий навыками ведения переговоров, вызывающий доверие, а значит – способный решить вопрос в интересах сторон спора, не доводя его до судебных разбирательств.

Одним из ярких примеров разрешения спора в сфере ЖКХ является спор управляющей компании соседнего дома, которая отказывалась сносить аварийное дерево, находящееся на территории МКД. Собственникам жилья в МКД сухое, наклонившееся в сторону фасада дома ТСЖ, дерево не мешало. Оно находилось вблизи дома ТСЖ и при падении могло нанести значительный ущерб. Управляющая компания считала, что данное дерево не имеет отношения к общедомовой собственности МКД. Это утверждала и председатель совета МКД. Была организована встреча непосредственно на территории домов. В результате обсуждения и рассмотрения документов (в т.ч. публичной кадастровой карты) стороны согласились, что сухое опасное дерево относится к общедомовой собственности МКД, т.е. снести его обязана управляющая компания, что ею и было выполнено в кратчайшие сроки.

Адвокат Ярославской коллегии адвокатов «Гильдия-А» Майя Третьяк считает, что когда адвокат ориентирован на разрешение проблемы, на конструктивную помощь, а не на втягивание клиента в длительный и дорогостоящий судебный процесс, это вызывает доверие клиента к адвокату и в будущем, если возникнет необходимость в юридической помощи, клиент обращается за помощью к нему же. Для нее медиация это процедура разрешения спора, при которой у сторон возникает диалог, появляется возможность высказаться, увидеть ситуацию под другим углом зрения. И при таких условиях сами стороны могут обнаружить неординарные пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации. Адвокат Майя Третьяк занимается бизнес-медиацией. В корпоративных спорах конфликт часто построен на личностных разногласиях.  В суде может оказаться затруднительным вникать во все аспекты личностных взаимоотношений, а при медиации это возможно, и даже, зачастую, весьма важно для нахождения взаимовыгодного решения. Судебное решение по корпоративным конфликтам в большинстве случаев не способствует сохранению партнерских отношений между участниками корпорации, выносит конфликт за рамки корпорации, тем самым подрывая ее репутацию в глазах потенциальных партнеров по бизнесу. Всего этого позволяет избежать процедура медиации, построенная на принципе конфиденциальности выработанного сторонами соглашения.

Так, к примеру, в практике Майи Третьяк был случай, когда в суд обратился один из участников ООО по поводу оспаривания решения общего собрания участников ООО. Судебное решение было предсказуемым, но не вело к разрешению конфликта, а только лишь усугубляло. Фактически, обращение в суд для истца не было необходимостью, конфликт в обществе базировался на личных обидах. Понятное дело, что суд не стал бы выяснять кто, что, кому и когда и при каких обстоятельствах сказал и т.д. В результате переговоров спорящие стороны пришли к соглашению о том, что участник ООО, который обратился в суд, продает свою долю другому участнику по цене, которая его устраивает. Стороны добровольно исполнили соглашение и конфликт разрешился.

Председатель Коллегии адвокатов «Академия правовой защиты», к.ю.н. Галина Старостина специализируется на семейных спорах и бизнес-конфликтах. В ее практике имеется опыт в «налаживании разорванных семейных связей», в урегулировании споров о детях (определение места жительства ребенка; определение оптимального порядка встреч с ребенком родителем, проживающим отдельно; определение достойного содержания ребенка и несение дополнительных расходов на обучение, лечение, протезирование ребенка; помощь бывших супругов в случае болезни одного из них; алиментные обязательства между родителями и детьми; выделение доли в имуществе детям через отступление от равенства долей супругов при разделе имущества и др.), а также в разрешении конфликтов между субъектами предпринимательской деятельности в сфере подряда, перевозки, аренды, купли-продажи недвижимости и пр.

Галина Старостина на протяжении всей своей адвокатской деятельности  убедилась в том, что принятое судом решение не всегда в состоянии восстановить чьи- то нарушенные права, способствовать справедливости, наладить отношения. Сейчас градус агрессии в обществе нарастает, увеличивается уровень бытового насилия, рвутся хозяйственные связи в сфере предпринимательства, многие хотят достатка за счет других, забывая об ответственности и обязательствах. Медиация, по мнению Галины Старостиной, наиболее эффективно способствует примирению сторон, несмотря на то, что требуется много последовательных усилий, терпения, эмпатии.

 

Адвокат коллегии адвокатов «Лиго-2002» Ксения Казанцева занимается разрешением споров с применением медиации с 2015 года. Её адвокатской практикой является разрешение семейных споров, юридическое консультирование супругов в ситуации развода, представление их интересов в суде, в ходе исполнительного производства. Ксения активно предлагает семьям, оказавшимся в ситуации развода, разрешить их спор с помощью проведения переговоров – медиации.

Ксения считает, что медиация это эффективный инструмент разрешения споров в самых различных сферах деятельности и при грамотном применении способна сделать работу многих структур более экологичной и экономичной.

 

Доценту кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидату психологических наук, члену НП «Лига медиаторов» Марине Юферовой по роду деятельности чаще приходится работать с семейными конфликтами и конфликтами в образовании. Чаще всего эти конфликты  находятся  на этапе эскалации,  в которые уже вовлечены в качестве посредников внешние институты конфликторазрешения: департамент образования, правоохранительные органы, Уполномоченный по правам ребёнка, комиссия по делам несовершеннолетних и др. Для подобных конфликтов часто характерна высокая эмоциональность, стремительная эскалация, жесткость и непримиримость  позиций, убеждённость  сторон в   собственной правоте, желание   наказать виновных.   Вмешательство медиатора возможно на любом этапе развития конфликта, даже  если ситуация зашла в тупик и стороны исчерпали   имеющиеся  ресурсы.

Опыт проведенных Мариной Юферовой медиаций показывает, что даже самая жёсткая позиция,  например: «Я требую уволить этого педагога!»,  может быть преобразована в сторону конструктивного взаимодействия в интересах ребёнка. Положительный эффект имеет многосторонняя медиация в школе – переговоры  между родителями учеников. Как правило,  в таких переговорах принимают участие родители ребёнка, пострадавшего в результате драки или психологического давления  со стороны других учеников и родители виновных в инциденте детей, а также классный руководитель, завуч, социальный педагог. Подобные встречи с участием медиатора, очень полезны.

 

Как видим, медиация многогранна и применима в различных сферах. Она заключается в том, что в споре появляется посредник, который берет на себя коммуникативную функцию и настраивает продуктивный диалог между сторонами. Процедура медиации это не просто переговоры, она находится в правовом поле и регламентирована законом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: